Устав муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Глава 4. ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Статья 8. Местный референдум

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум (далее – референдум).

2. Референдум проводится на всей территории муниципального района.

3. Решение о назначении референдума принимается Собранием депутатов:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе Собрания депутатов и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых в соответствии с федеральным законом устанавливается законом края (в редакции решения Собрания депутатов от 18.11.2005 № 81).

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, оформляется в порядке, установленном федеральным законодательством и принимаемым в соответствии с ним законом края.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Собранием депутатов и главой местной администрации, оформляется правовыми актами Собрания депутатов и главы местной администрации.

5. Собрание депутатов назначает референдум в течение 30 дней со дня поступления в Собрание депутатов документов, на основании которых назначается местный референдум (в редакции решения Собрания депутатов от 18.11.2005 № 81).

6. В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального района. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном федеральным законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального района, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

7. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

8. Принятое на референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального района и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления муниципального района.

9. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим уставом.

10. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

11. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме устанавливаются федеральным законом, порядок и проведения местного референдума регулируется законом Хабаровского края.

Статья 9. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов Собрания депутатов (далее – депутаты), главы муниципального района проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным и краевым законодательством (в редакции решения Собрания депутатов от 18.11.2005 № 81).

3. Выборы депутатов Собрания депутатов, главы муниципального района проводятся один раз в четыре года в срок, установленный федеральным законом.

3.1. Выборы депутатов Собрания депутатов проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, образованным на территории муниципального района (внесена решением Собрания депутатов от 29.03.2007 № 247).

4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 10. Голосование по отзыву депутата, главы муниципального района

1. Голосование по отзыву депутата, главы муниципального района проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом, законом края и настоящим уставом.

2. Основаниями для отзыва депутата, главы муниципального района являются:

1) нарушение Конституции Российской Федерации, федерального и краевого законодательства, устава муниципального района и нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) неисполнение полномочий по замещаемой должности (отказ от ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и предложений и т.д.).

Основаниями для отзыва депутата, главы муниципального района могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

3. Предложение о проведении голосования об отзыве депутата, главы муниципального района не может быть внесено ранее чем через 6 месяцев со дня его избрания или голосования о его отзыве, если он в результате этого голосования сохранил свои полномочия.

Голосование об отзыве депутата, главы муниципального района не может быть проведено позднее чем за 6 месяцев до истечения срока его полномочий.

4. Численный состав инициативных групп избирателей по проведению голосования об отзыве депутата, главы муниципального района определяется в количестве не менее 20 человек. Собрание избирателей по отзыву правомочно при участии в нем не менее 50 человек. Голосование об отзыве депутата, главы муниципального района назначается, если под требованием проведения голосования о его отзыве поставят подписи 5 процентов от общего числа избирателей, зарегистрированных в муниципальном районе (избирательном округе) (в редакции решения Собрания депутатов от 18.11.2005 № 81).

5. Инициаторы проведения собрания публикуют объявление о месте и времени проведения собрания, заблаговременно письменно уведомляют депутата, главу муниципального района, в отношении которого предполагается проведение голосования об отзыве, с изложением мотивов постановки данного вопроса на собрании.

6. Депутат, глава муниципального района, в отношении которого предлагается проведение голосования об отзыве, вправе представить на собрание избирателей свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о его отзыве.

7. Решение о проведении процедуры голосования по отзыву депутата, главы муниципального района принимается открытым или тайным голосованием, если за него проголосовало более половины от общего числа участников собрания.

8. В случае принятия решения о проведении голосования по отзыву депутата, главы муниципального района собрание избирателей открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу избирателей и поручает ей организацию сбора подписей.

9. Все расходы, связанные со сбором подписей граждан, осуществляются за счет средств инициативных групп избирателей.

10. Собрание депутатов не позднее 15 дней со дня поступления необходимых документов принимает решение о назначении даты проведения голосования и утверждает статью местного бюджета на расходы, связанные с проведением голосования об отзыве депутата, главы муниципального района.

11. Депутат, глава муниципального района считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном районе (избирательном округе), и если число голосов, поданных за отзыв, оказалось больше числа голосов, поданных за избрание этого депутата, главы муниципального района.

12. Итоги голосования по отзыву депутата, главы муниципального района подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 11. Голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района

Голосование по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района назначается Собранием депутатов и проводится в порядке, установленном федеральным законодательством и принимаемым в соответствии с ним законом Хабаровского края для проведения местного референдума.

Статья 12. Правотворческая инициатива граждан

1. Под правотворческой инициативой понимается право граждан вносить на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

2. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном Положением о порядке реализации правотворческой инициативы граждан, принимаемым Собранием депутатов.

Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается вышеназванным Положением и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального района, обладающих избирательным правом.

3. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления муниципального района, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения с учетом требований федерального закона № 131-ФЗ.

4. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, в течение двух недель со дня его рассмотрения соответствующим органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления официально в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан.

Статья 13. Публичные слушания

1. Собранием депутатов или главой муниципального района для обсуждения с участием населения проектов муниципальных правовых актов муниципального района по вопросам местного значения могут проводиться публичные слушания.

2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания депутатов или главы муниципального района.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания депутатов, назначаются Собранием депутатов, а по инициативе главы муниципального района - главой муниципального района.

3. На публичные слушания должны выноситься:

1) проект устава муниципального района, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и (или) дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (в редакции решения Собрания депутатов от 21.02.2008 № 347);

2) проект бюджета муниципального района и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (в редакции решения Собрания депутатов от 28.04.2006 № 153);

4) вопросы о преобразовании муниципального района.

4. Решение о проведении публичных слушаний должно приниматься не позднее чем за 20 дней до даты рассмотрения соответствующим органом или должностным лицом проекта муниципального правового акта.

5. Решение о проведении публичных слушаний и проект соответствующего муниципального правового акта подлежат опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 7 дней до проведения слушаний. Публичные слушания проводятся не позднее чем за 7 дней до дня рассмотрения проекта муниципального правового акта. Результаты публичных слушаний должны быть опубликованы (обнародованы) не позднее чем за 3 дня до рассмотрения проекта муниципального правового акта.

6. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях, утверждаемым Собранием депутатов.

Статья 14. Собрание граждан

1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального района могут проводиться собрания граждан.

2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, Собрания депутатов, главы муниципального района, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе Собрания депутатов или главы муниципального района, назначается соответственно Собранием депутатов или главой муниципального района.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается Собранием депутатов.

3. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются Положением о собраниях граждан, утверждаемым Собранием депутатов, уставом территориального общественного самоуправления.

4. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

5. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

6. Итоги проведения собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 15. Конференция граждан (собрание делегатов)

1. Для обсуждения вопросов местного значения муниципального района, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района могут проводиться конференции граждан (собрания делегатов).

2. Конференция граждан (собрание делегатов) проводится по инициативе:

1) населения;

2) Собрания депутатов;

3) главы муниципального района;

4) Советов депутатов поселений, входящих в состав муниципального района.

3. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов, а также ее полномочия определяются Положением о конференции граждан (собрании делегатов), утверждаемым Собранием депутатов.

4. Итоги конференции (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 16. Опрос граждан

1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального района или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального района, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального района, обладающие избирательным правом.

3. Опрос граждан проводится по инициативе:

1) Собрания депутатов или главы муниципального района – по вопросам местного значения;

2) органов государственной власти края – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального района для объектов краевого и межрегионального значения.

4. Опрос граждан назначается Собранием депутатов и должен быть проведен не позднее чем через 20 дней после его назначения.

5. Решение Собрания депутатов о назначении опроса граждан должно быть опубликовано (обнародовано) в течение 5 дней со дня его принятия. Такое решение должно определять:

1) дату и сроки проведения опроса;

2) формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;

3) методику проведения опроса;

4) форму опросного листа;

5) минимальную численность жителей муниципального района, участвующих в опросе.

6. Порядок проведения опроса граждан определяется Положением об опросе граждан в соответствии с настоящим уставом и утверждается Собранием депутатов.

Статья 17. Обращения граждан в органы местного самоуправления муниципального района

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления муниципального района.

2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(статья 17 в редакции решения Собрания депутатов от 29.03.2007 № 247)



Предыдущая глава:
Следующая глава: